Добрый день!
Вашему вниманию для информации: Этический кодекс Международной федерации коучинга ICF и Этический кодекс психолога РФ (ниже).
Этический кодекс Международной федерации коучинга ICF.
материалы с сайта: http://www.icfrussia.ru/
Преамбула
ICF берет на себя обязательства по поддержанию и продвижению передового опыта в области коучинга. Соответственно, ICF ожидает, что все члены и сертифицированные коучи (коучи, ментор-коучи, супервизоры для коучей, тренеры коучей или студенты) будут соблюдать все правила и принципы этических норм поведения: демонстрировать компетентность и эффективно интегрировать Ключевые Компетенции Коуча ICF в свою работу.
В соответствии с ключевыми ценностями ICF и определением коучинга ICF Этический Кодекс был разработан для предоставления соответствующих рекомендаций, поддержания приверженности и обязательных стандартов поведения для всех членов ICF и обладателей сертификаций, которые обязуются приверженно соблюдать нижеследующий Этический Кодекс ICF:
Часть 1. Определение коучинга
- Коучинг:
Коучинг — партнерство с клиентом, которое стимулирует мыслительные и творческие процессы, вдохновляющих клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.
- Коуч ICF:
Коуч ICF соглашается применять Ключевые Компетенции ICF и берет на себя обязательство следовать Этическому Кодексу ICF.
- Профессиональные коучинговые отношения:
Профессиональные коучинговые отношения существуют тогда, когда в них заключается соглашение (в том числе, контракт/договор), который определяет обязанности всех сторон.
- Роли в Коучинговых Отношениях:
Для того чтобы прояснить роли в коучинговых отношениях, часто необходимо провести различия между клиентом и спонсором. В большинстве случаев клиент и спонсор одновременно являются одним лицом, и, соответственно, тогда роль спонсора будет также принадлежать “клиенту”. В целях идентификации этих ролей ICF дает следующие определения:
Клиент
Клиент/Коучи — это человек, получающий коучинг.
Спонсор
Спонсором является сторона (в том числе ее представители), которая оплачивает и/или организовывает предоставление коучинговых услуг. Во всех случаях, где клиент и спонсор — это разные люди, коучинговое соглашение должно четко определять права, роли и обязанности клиента и спонсора.
Студент
Студентом является человек, учащийся в программе обучения коучингу, или работающий с супервизором для коучей или ментор-коучем для изучения коучингового процесса или улучшения качества и развития коучинговых навыков.
Конфликт интересов
Ситуация, в которой у коуча есть негласный или личный интерес, который может видимо влиять на цели официальных обязанностей как коуча и как профессионала в целом.
Часть 2: Этические Стандарты ICF
Раздел 1: Общие Положения Профессиональной Этики:
Я как коуч обязуюсь:
- Действовать в соответствии с Этическим Кодексом ICF во всех видах взаимодействий, включая коучинговый тренинг, ментор-коучинг и супервизию для коучей.
- Обращаться в ICF или/и предпринимать соответствующие меры в случае нарушения или возможного нарушения этики, как только мне станет известно о подобных нарушениях с моей стороны либо со стороны других во взаимодействии с коучем, тренером или ментор-коучем.
- Сообщать и осведомлять заинтересованные лица, включая организации, сотрудников, спонсоров, коучей и прочих лиц, которых необходимо проинформировать об установленных обязанностях данным Кодексом.
- Воздерживаться в своей профессиональной деятельности от незаконной дискриминации, включая дискриминацию по: возрасту, расе, гендерной ориентации, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, религии, национальности и недееспособности.
- Представлять устно и письменно достоверную и точную информацию о том, что я предлагаю как коуч, о профессии коуча или об ICF.
- Четко определять уровень своей коучинговой квалификации, экспертизы, опыта, подготовки и ICF сертификации.
- Признавать и уважать усилия и вклад других людей и претендовать только на право собственности моего материала. Я понимаю, что нарушение этого стандарта может привести к иску третьей стороны.
- Постоянно прилагать усилия к тому, чтобы распознавать мои личные проблемы, которые могут влиять, создавать конфликт или мешать моим профессиональным коучинговым отношениям и моей продуктивности как коуча. В подобных случаях я немедленно буду обращаться за соответствующей профессиональной помощью и определять действия, которые необходимо предпринять, включая, при необходимости, временное или полное прекращение контракта(-ов) на коучинг, если обстоятельства того требуют.
- Признаю, что данный Этический Кодекс относится к моим отношениям с коучинговыми клиентами, другими коучами, студентами, проходящими менторинг и супервизию.
- Проводить и публиковать результаты исследования компетентно, честно, в рамках признанных научных стандартов и заявленных руководящих принципов. Мое исследование будет проводиться после необходимого согласия и одобрения участников, и применяемый подход будет защищать участников от нанесения любого потенциального вреда. Все научно-исследовательские работы будут проводиться в соответствии с действующим законодательством страны, в которой будет проходить исследование.
- Вести, хранить и утилизировать любые записи, в том числе электронные файлы и информационные материалы, созданные в процессе взаимодействия в коучинге таким образом, чтобы обеспечить конфиденциальность, безопасность и неприкосновенность частной жизни и соблюдать все соответствующие действующие законы и соглашения.
- Использовать контактную информацию членов ICF (адреса электронной почты, номера телефонов и т.д.) исключительно в формах и рамках, установленных ICF.
Раздел 2 Конфликт интересов
Я как коуч обязуюсь:
- Стремиться замечать любые конфликты или потенциальные конфликты интересов, открыто обсуждать такие ситуации и самому предлагать отстраняться, когда возникает конфликт.
- Прояснять роли для внутренних коучей, устанавливать границы и обсуждать с заинтересованными сторонами конфликты интересов, которые могут возникнуть между коучингом и другими должностными функциями.
- Раскрывать информацию своему клиенту и спонсору(ам) обо всех ожидаемых вознаграждениях от третьих сторон, которые я могу получить за рекомендацию клиентов, а также об оплате за направленных клиентов.
- Уважать равноправные отношениям между клиентом и коучем независимо от формы вознаграждения.
Раздел 3 Профессиональное Взаимодействие с Клиентом
Я как коуч обязуюсь:
- Этично говорить клиентам, потенциальным клиентам или спонсорам о том, в чем я уверен, и о том, что является правдой о потенциальной ценности коучингового процесса или обо мне как о коуче.
- Тщательно объяснять и стремиться к тому, чтобы до или на первой встрече мой коучинговый клиент и спонсор(ы) понимали суть коучинга, смысл и ограничения конфиденциальности, финансовые договоренности, а также любые другие условия коучингового соглашения.
- Иметь четкое соглашение на коучинговые услуги с моими клиентами и спонсором (ами) до начала коучинговых отношений и уважать это соглашение. Это соглашение должно содержать описание ролей, ответственности и прав всех вовлеченных сторон.
- Ответственно отдавать себе отчет и устанавливать ясные, целесообразные границы с учетом культурных особенностей, определяющих взаимодействия физического или иного характера, которые могут возникнуть у меня с клиентами и спонсором (ами).
- Избегать любых сексуальных или романтических отношений с действующими клиентами или спонсором(ми), или студентами, клиентами, проходящими менторинг или супервизию. Более того, я буду обращать внимание на риск любой потенциальной сексуальной близости между сторонами, включая моих сотрудников и/или ассистентов, и буду принимать соответствующие меры для решения данного вопроса или прекращать соглашение для обеспечения безопасной обстановки в целом.
- Уважать право клиента завершать коучинговые отношения в любой момент процесса в соответствии с условиями соглашения. Буду внимательно отслеживать признаки изменения в ценности для клиента коучинговых отношений.
- Призывать клиента или спонсора к работе с другим специалистом, если я считаю, что ему будет лучше работать с другим коучем или со специалистом из другой области, и предлагать моему клиенту обратится к услугам других специалистов, где это будет необходимо и целесообразно.
Раздел 4 Конфиденциальность/сохранение личных данных
Я как коуч обязуюсь:
- Сохранять высочайший уровень конфиденциальности информации всех клиентов и спонсоров за исключением ситуаций, когда раскрытие информации необходимо согласно закону.
- Иметь четкую договоренность о том, как будет происходить обмен информацией между коучем, клиентом и спонсором.
- Иметь четкие договоренности, действуя в роли коуча, ментор-коуча, супервизора для коучей или тренера как с клиентом, так и со спонсором, студентом, клиентом на менторинг и супервизию относительно того, при каких условиях конфиденциальность не может сохраняться (например, незаконная деятельность, исполнение действующего решения суда или повестки в суд; неизбежный или вероятный риск угрозы для себя или окружающих и т.п.), и убедиться в том, что клиент и спонсор, студент, клиентом на менторинг и супервизию добровольно и сознательно соглашаются в письменной форме с этими ограничениями конфиденциальности. В случае, если у меня есть основания полагать, что текущая ситуация относится к одному из вышеперечисленных пунктов, в рамках закона мне придется проинформировать соответствующие органы.
- Потребовать от всех тех, кто работает со мной в рамках поддержки моих клиентов, придерживаться Этического Кодекса ICF, пункта 26, раздела 4, стандартов конфиденциальности и личной неприкосновенности, а также любых других разделов Этического Кодекса, которые могут быть применимы.
Раздел 5 Постоянное Развитие
Я как коуч обязуюсь:
- Придерживаться необходимости дальнейшего и постоянного развития своих профессиональных навыков.
Часть 3 Этическая Клятва ICF
Как коуч ICF, я признаю и соглашаюсь соблюдать свои этические и юридические обязательства перед моими коучинговыми клиентами, спонсорами, коллегами и обществом в целом. Я обязуюсь соблюдать Этический Кодекс ICF и применять его с теми, для кого я провожу коучинг, обучение, менторинг или супервизию.
Если я нарушу эту Этическую Клятву или любую из частей Этического Кодекса ICF, я признаю, что ICF по своему усмотрению может привлечь меня к ответственности за мои действия. Также, я соглашаюсь с тем, что моя ответственность перед ICF за любые нарушения может включать такие санкции, как потеря членства ICF и/или моей сертификации ICF.
Для получения дополнительных сведений о процессе рассмотрения заявлений по вопросам этики, включая ссылки для подачи жалоб, пожалуйста, нажмите здесь.
Утверждено Советом Директоров ICF Global в июне 2015 года.
Перевод с английского Анны Овдиенко под научной редакцией Татьяны Андриевской (Сентябрь 2016).
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА
материалы с сайта: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php
Преамбула
- Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
- Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
- В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
- В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
- Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
- Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
- Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.
I. Этические принципы психолога
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
- Принцип уважения
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Принцип уважения включает:- Уважение достоинства, прав и свобод личности
- Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
- Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
- Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
- Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
- Конфиденциальность
- Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
- Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
- Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
- Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
- Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
- Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
- Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
- Осведомленность и добровольное согласие Клиента
- Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
- Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
- Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
- Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
- В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
- Самоопределение Клиента
- Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
- Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
- Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
- Уважение достоинства, прав и свобод личности
- Принцип компетентности
Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
Принцип компетентности включает:- Знание профессиональной этики
- Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
- Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
- Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
- В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
- Ограничения профессиональной компетентности
- Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
- Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
- Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
- Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
- Ограничения применяемых средств
- Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
- Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
- Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
- Профессиональное развитие
- Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
- Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
- Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
- Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
- Знание профессиональной этики
- Принцип ответственности
Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип ответственности включает:- Основная ответственность
- Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
- Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
- Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
- Ненанесение вреда
- Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
- Решение этических дилемм
- Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
- В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
- Основная ответственность
- Принцип честности
Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
Принцип честности включает:- Осознание границ личных и профессиональных возможностей
- Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
- Честность
- Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;
– профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса. - Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
- Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
- Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
- Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
- Прямота и открытость
- Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
- Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
- В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
- Избегание конфликта интересов
- Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
- Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
- Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
- Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
- Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
- Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
- Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
- Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
- Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
- Осознание границ личных и профессиональных возможностей
II. Нарушение Этического кодекса психолога
- Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
- Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
- В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
- В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.
Этический кодекс в формате pdf (149.8 Кб)
Для обсуждение Этического кодекса Российского психологического общества присылать комментарии на адрес ethics@psyrus.ru